(343) 213-99-37
После крещения Руси перед плотниками встал непростой вопрос строительства православных храмов. Взять за основу сооружения язычников они не могли из нежелания сравнения Бога истинного с обиталищами ложных богов, недавно отринутых. Поскольку Русь вошла в семью христианских народов через посредство Византии, приняв от нее вместе с догмами вероучения и обрядовую сторону религии, то принципы храмостроительства были также заимствованы у греков. Там, согласно обрядности, храм уже имел вполне определенные части, а именно: алтарь, помещение для молящихся (калифон) и притвор (нартекс), в котором стояли оглашенные (готовящиеся к принятию крещения). Каждая из этих трех частей в каменных храмах уже вылилась в типичные формы. Но, поскольку технологией строительства из камня на Руси ещё не владели, а формы были совершенно несвойственны для деревянного зодчества, нашим плотникам пришлось обращаться к гражданскому строительству (хоромному делу), повсеместно распространенному и накопившему достаточный запас архитектурных форм. По взглядам того времени в этом не было ничего предосудительного, так как понятие о «храме», как церкви, и «храмине, хоромах», как о богатом жилище, очевидно, совпадали; последние были богатым и красивым домом человека, а первый также домом, но «преукрашенным и преудивленным» домом Бога. Поэтому за основу проектирования была взята «клеть», то есть сруб из горизонтальных венцов бревен. Каждое церковное здание образовывалось комбинацией срубов разных размеров и высоты. Так появились первые «клетские» храмы, которые стали основой религиозного деревянного зодчества на Руси.
Церковь Преображения из села Спас-Вежи на территории Ипатьевского монастыря, Кострома
Проектирование и строительство деревянных храмов в Екатеринбурге